Описание Основной образовательной программы дошкольного образования ДОУ направлена на создание проектирования социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности детей через общение, игру, познавательно-исследовательскую деятельность и другие формы активности.

Программа содействует взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, учитывает разнообразие мировоззренческих подходов, способствует реализации права детей дошкольного возраста на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивает развитие способностей каждого ребенка, формирование и развитие личности ребенка в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого и физического развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Программа определяет обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений для детей от 3 лет до прекращения образовательных отношений. Объем обязательной части ООП ДОУ составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части ООП ДОУ, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.

Обязательная часть Программы обеспечивает развитие детей по пяти взаимодополняющим образовательным областям на основе Примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, 2016. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов, ориентирована на специфику национальных, социокультурных условий разработана с учетом парциальных программ М.Ю. Картушина «Зелёный огонёк здоровья», Н.Ф. Сорокина «Театр - Творчество - Дети», Н.И. Заозерская «Учусь жить среди людей»; С.Н.Николаева «Юный эколог».

В соответствии с Программой в часть, формируемую участниками образовательных отношений, включено описание традиционных событий, праздников и мероприятий с учетом региональных и других социокультурных особенностей.

Программа также содержит рекомендации по развивающему оцениванию достижения целей в форме педагогической диагностики развития детей, а также качества реализации адаптированной основной образовательной программы ДОУ. Система оценивания качества реализации Программы направлена в первую очередь на оценивание созданных ДОУ условий внутри образовательного процесса. Программа завершается описанием перспектив по ее совершенствованию и развитию. ООП ДОУ может корректироваться в связи с изменениями:

- нормативно-правовой базы МБДОУ Детский сад № 103;

- образовательного запроса родителей;

- видовой структуры групп.

МБДОУ Детский сад № 103 создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

Срок реализации ООП ДОУ с 1 сентября 2018 года - 31 мая 2019 года.

Цели и задачи деятельности МБДОУ Детский сад № 103 по реализации ООП ДОУ определены с учетом анализа результатов образовательной деятельности за предшествующие годы, с учетом потребностей родителей воспитанников ДОУ. Цели реализации ООП ДОУ:

- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства;

- формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями; подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

- обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Особое внимание в ООП ДОУ уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм, активная жизненная позиция, творческий подход в решении различных жизненных ситуаций, уважение к традиционным ценностям.

Цели достигаются через решение следующих задач:

- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с другими детьми, взрослыми и миром;

- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;

- обеспечение преемственности целей, задач и содержания дошкольного общего и начального общего образования;

- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирование предпосылок учебной деятельности;

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;

- приобщение дошкольников к культурному пространству Архангельска.

Важнейшим подходом к формированию ООП ДОУ является развивающая функция образования, обеспечивающая становление личности ребенка и ориентирующая педагога на его индивидуальные особенности.

ООП ДОУ построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку, уважения его личности и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и личностных качеств детей.

Содержание ООП ДОУ обеспечивает учет национальных ценностей и традиций в образовании, духовно-нравственное и эмоциональное воспитание, приобщение ребенка к основным компонентам человеческой культуры.

В ООП ДОУ отсутствует жесткая регламентация знаний детей и предметный центризм в обучении.

Особая роль в ООП ДОУ уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве.

ООП ДОУ построена на принципах:

- развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

- сочетания принципов научной обоснованности (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики) и практической применимости (имеет возможность реализации в дошкольном учреждении);

 - соответствия критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»);

- единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников; интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей;

- комплексно-тематического построения образовательного процесса;

- решения программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей, и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

- реализации программного содержания в адекватных возрасту формах работы с детьми, основной из которых является игра. варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.  

 ООПДО - файл