Описание Адаптированной образовательной программы дошкольного
образования для обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи
Программа реализуется в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи.
В группу зачисляются дети на основании заключения ПМПК, приказа директора департамента образования администрации городского округа «Город Архангельск».
Комплектование групп определяется:
- Порядком комплектования муниципальных образовательных организаций
муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования администрации городского округа «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования;
- СанПиН;
- Уставом МБДОУ Детский сад № 1103;
- Правилами приёма в МБДОУ Детский сад № 103.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована АОП:
Группы компенсирующей направленности для детей с ТНР МБДОУ Детский сад №103: количество групп для детей с ТНР - 1; возраст детей – 4-6 лет.
Образовательный процесс в ДОУ строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников
Используемые программы:
Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155), на основании Федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утверждена приказом Минпросвещения России от 24ноября 2022 г. № 1022).
Программа является документом, в соответствии с которым в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении городского округа «Город Архангельск» «Детский сад комбинированного вида № 103 осуществляется образовательная деятельность для обучающихся дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Структура Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО включает три основных раздела – целевой, содержательный, организационный.
Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО.
Обязательная часть Программы соответствует ФАОП ДО и обеспечивает:
‒ воспитание и развитие ребенка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на доступном его возрасту содержании доступными средствами;
‒ создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее – ДО), ориентированного на приобщение детей к духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
- создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в начальную школу, обеспечивающего ребенку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места и региона проживания.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные участниками образовательных отношений программы, направленные на развитие детей в образовательных областях, видах деятельности и культурных практиках (парциальные образовательные программы), отобранные с учетом приоритетных направлений, климатических особенностей, а также для обеспечения коррекции нарушений развития и ориентированные на потребность детей и их родителей.
Особенности образовательной деятельности.
Образовательная деятельность включает:
• образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
• образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов; самостоятельную деятельность детей;
• взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной Программы.
Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями.
Формирование базового доверия к миру, к людям, к себе - ключевая задача периода развития ребенка в период дошкольного возраста.
Взаимодействие педагогических работников Учреждения с родителям (законным представителям) направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей). Задача педагогических работников - активизировать роль родителей (законных представителей) в воспитании и обучении ребенка, выработать единое и адекватное понимание проблем ребенка.
Основной целью работы с родителями (законными представителями) является обеспечение взаимодействия с семьей, вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс для формирования у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Реализация цели обеспечивает решение следующих задач:
• выработка у педагогических работников уважительного отношения к традициям семейного воспитания обучающихся и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
• вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс;
• внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителям (законным представителям), активизация их участия в жизни детского сада.
• создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения обучающихся.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает следующие направления:
• аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР и предпочтений родителей (законных представителей) для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
• коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры родителей (законных представителей); вовлечение родителей (законных представителей) в воспитательно-образовательный процесс; создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
• информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности Учреждения; создание открытого информационного пространства (сайт Учреждения, форум, группы в социальных сетях).
Планируемый результат работы с родителями:
• установлены партнерские отношения между педагогами, родителями (законных представителей) и воспитанниками;
• повышен уровень педагогической культуры родителей (законных представителей):
• приобретены знаний из области педагогики и психологии, родители (законные представители) овладели практическими умениями и навыками воспитания и обучения детей дошкольного возраста с ТНР;
• у родителей (законных представителей) сформировался устойчивый интерес и готовность к взаимодействию с педагогическим коллективом ДОУ;
• родители (законные представители) привлечены к непосредственной творческой деятельности с детьми, организуют совместные досуговые и спортивно-оздоровительные мероприятия;
• увеличилось посещаемость мероприятий родителями (законными представителями);
• повысилась удовлетворенность семьи работой ДОУ.
Основные формы взаимодействия с семьей при реализации адаптированной образовательной Программы.
Знакомство с семьей: встречи-знакомства, анкетирование семей.
Информирование родителей о ходе образовательного процесса: дни открытых дверей, индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, интернет-журналов, переписка по электронной почте.
Образование родителей: лекции, семинары, семинары-практикумы, проведение мастер-классов по коррекции нарушений у детей, тренингов, создание библиотеки (медиатеки).
Совместная деятельность: участие в совместных индивидуальных занятиях с ребёнком, привлечение родителей к организации развлечений, вечеров музыки и поэзии, гостиных, конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных праздников, прогулок, экскурсий.